Порядок действий по организации и выполнению мероприятий при возникновении (угрозе возникновения) террористических актов для учреждения и организации, осуществляющих работу с почтовыми отправлениями (письмами и обращениями граждан) ОГБУЗ «Молчановской районной больнице»
1.1. При осуществлении работы с почтовыми отправлениями (письмами и обращениями граждан) основными характерными признаками "подозрительных" писем (бандеролей) указывающих на угрозу (предпосылки) возникновения террористического акта биологического, радиационного и химического происхождения, являются:
- неожиданный для учреждения адресат;
- оформление детским почерком почтового отправления с адресатом в государственный орган исполнительной власти; - письмо (бандероль) адресовано сотруднику, уже не работающему в данном учреждении, или имеются еще какие-либо неточности в адресе;
- письмо (бандероль) не имеет обратного адреса или имеет неправильный обратный адрес; - почтовая марка на конверте не соответствует городу (государству) в обратном адресе; - письмо (бандероль) помечено ограничениями типа "Лично" и "Конфиденциально";
- конверт (упаковка бандероли) необычен по форме, весу, размеру, неровен по бокам и т.д.;
- конверты (упаковка бандероли) имеют странный запах или цвет, в них прощупываются посторонние вложения;
- визуальное (при «просвете» письма с использованием яркого источника света: солнечный свет, лампа, пр.) или тактильное (на ощупь без вскрытии конверта) определение наличия в «подозрительном» письме, порошкообразного вещества.
1.2. Действия работника, осуществляющего работу с почтовыми отправлениями, при получении письма (бандероли) с подозрительными признаками:
- не вскрывать конверт (бандероль);
- положить его в пластиковый пакет, а в другой пластиковый пакет лежащие в непосредственной близости с письмом (бандеролью) предметы;
- при повреждении конверта или вскрытии его и просыпании на стол (пол) находящегося в нем порошкообразного вещества, положить конверт на просыпанное вещество и накрыть его пластиковым пакетом;
- убедиться, что "подозрительная" или поврежденная почта отделена от других писем и бандеролей и ближайшая к ней поверхность ограничена;
- вымыть руки водой с мылом и убедиться, что все, кто трогал "подозрительное" письмо (бандероль), также вымыли руки водой с мылом;
- незамедлительно доложить о факте получения "подозрительного" письма (бандероли) руководителю учреждения (организации) и в дальнейшем действовать по его указанию. .
Скачать рекомендации одним файлом. Утверждены 01.10.2020 г.
1. Не принимать за пределами или в помещениях здания писем, пакетов, бандеролей, посылок и т.п. для передачи руководству или другим сотрудникам от незнакомых Вам людей (посетителей учреждения).
2. При обнаружении в подъездах, вестибюле, лифтах, кабинетах и других помещениях, а также во внутреннем дворе и по наружному периметру территории подозрительных жидкостей, россыпей порошкообразных веществ, проинформировать об этом дежурного, а при его отсутствии руководителя данного учреждения (организации).
3. Избегать самому и другим работникам контакта с подозрительными субстанциями.
4. Беспрекословно выполнять распоряжения руководства учреждения и прибывших специалистов Управления Роспотребнадзора по автономному округу или его территориальных подразделений, относящихся к профилактике биологического заражения и ликвидации медико-санитарных последствий возможного биологического террористического акта на территории учреждения.
Рекомендации по действиям граждан при обнаружении почтовых отправлений, подозрительных на наличие биологических веществ
1. Характеристика подозрительных почтовых отправлений:
• подозрительными почтовыми отправлениями могут являться письма, бандероли и посылки;
• Вы не ожидали данной корреспонденции или не знаете отправителя;
• корреспонденция отправлена по Вашему адресу, но указана не Ваша фамилия или есть другие неточности;
• оно не имеет обратного адреса или имеет неправильный обратный адрес;
• почтовые отправления необычны по весу, размеру, конфигурации в конверте может прощупываться порошок, посторонний предмет и т.п.);
• на конверте есть пометка «вскрыть лично», «конфиденциально» и т.п.;
• почтовая марка не соответствует данному городу, стране или вовсе отсутствует.
2. Действия граждан при получении подозрительного почтового отправления:
• не вскрывать и не встряхивать конверт;
• не передавать другим лицам;
• положить конверт в пластиковый пакет и герметично запечатать;
• предварительно закрыв окна, выключив вентиляцию и кондиционер (если они работали), покинуть помещение и не допускать туда других лиц;
• вымыть руки с мылом; • позвонить в полицию по телефону «02» и ожидать их приезда в другом помещении.
3. При подозрении на наличие биологически опасного объекта после вскрытия почтового отправления:
• не высыпать содержимое конверта, не прикасаться к нему;
• закрыть окна, выключить вентиляцию и кондиционер и как можно быстрее покинуть помещение, закрыть его на ключ;
• сообщить в полицию;
• выполнять все указания и рекомендации прибывших сотрудников Управления Роспотребнадзора.
Неожиданность и скрытность совершения биологического теракта, использование трудно распознаваемых биологических агентов в окружающей среде и организме человека, в случае его заражения, создают существенные трудности в оказании медицинской помощи пострадавшим (заболевшим) людям, оказавшимся в очаге биологического заражения, который с момента появления в нем инфекционных больных становится эпидемическим очагом. Для него характерно:
• массовое заражение людей и формирование множественных очагов за счет активации механизмов передачи возбудителей инфекций;
• появления инфекционных заболеваний среди населения раньше, чем будет установлен факт применения биологических агентов при террористическом акте и одномоментное появление большого количества больных одной или несколькими нозоформами;
• значительная продолжительность заражающего действия источников инфекции;
• отсутствие защиты населения от контакта с заразными больными; окружающей средой, представляющей эпидемическую опасность.
В создавшихся условиях необходимо быстро, насколько позволяет ситуация, провести следующие мероприятия по оказанию медицинской помощи населению:
• выявить инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание людей, которые опасны для окружающих;
• организовать изоляцию и госпитализацию заболевших;
• отобрать материал у больных для лабораторного исследования (кровь, моча, кал и др.);
• определить круг лиц, подвергшихся риску заражения в результате биотеракта, изолировать в развернутые обсерваторы*, организовать медицинское наблюдение и провести экстренную профилактику имеющимися высокоэффективными антибиотиками широкого спектра действия (доксициклин, тетрациклин, др.);
• своевременно и правильно провести диагностику и адекватное лечение;
• организовать профилактические мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения.
Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным в чрезвычайных ситуациях (ЧС), возникших в результате биологического террористического акта, имеет ряд особенностей. Эти особенности определяются единой концепцией патогенеза, диагностики и лечения инфекционных больных на путях медицинской эвакуации.
Сущность лечебно-эвакуационного обеспечения инфекционных больных заключается в организации своевременных и последовательных мероприятий по оказанию медицинской помощи и лечению как заболевших, так и подвергшихся риску заражения при нахождении в зоне биологического поражения.
Прежде всего, всех выявленных инфекционных больных в возникшем эпидемическом очаге эвакуировать санитарным транспортом в лечебные учреждения в соответствии с характером инфекционной патологии.
* места для обсервации контактных лиц, определяются органами местного самоуправления, по согласованию с территориальными подразделениями Роспотребнадзора автономного округа.
Лица, подвергшиеся риску заражения, эвакуируются санитарным или приспособленным транспортом в развернутые обсерваторы для последующего медицинского наблюдения, обследования и проведения превентивного лечения по схемам общей или специальной профилактики.
Выявление инфекционных больных, а также лиц, подозрительных на наличие инфекционного заболевания из контингента, подвергшегося риску заражения в результате биотеракта, возлагается на врачебные, врачебно-сестринские и фельдшерские бригады скорой медицинской помощи амбулаторно-поликлинического звена, а также аналогичные бригады территориальных и местных центров медицины катастроф и лечебно-профилактических учреждений разного уровня. Данные бригады должны иметь средства индивидуальной защиты в соответствии с правилами при работе в очаге с особо-опасными инфекциями.
На эти же бригады возлагается задача оказания первой врачебной помощи инфекционным больным, которая заключается в проведении комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на устранение последствий осложнений, непосредственно угрожающих жизни больного, на профилактику возможных заражений лиц, находящихся в контакте, и подготовку инфекционных больных к эвакуации, а также во взаимодействии со специализированными формированиями Роспотребнадзора, участвует в проведении мероприятий по определению эпидемиологических показаний, проведению экстренной общей и специальной профилактики и (или) иммунопрофилактики и иммунокоррекции лицам, подвергшимся риску заражения.
При подготовке специалистов этих бригад к работе в чрезвычайных ситуациях, необходимо особо уделить внимание вопросам оказания медицинской помощи инфекционным больным. Врачи, включенные в состав бригад, должны быть хорошо ориентированы в вопросах медицинской сортировки и медицинской эвакуации инфекционных больных, в вопросах диагностики, в технике и последовательности проведения изоляционно-ограничительных мероприятий. Нельзя забывать о том, что оптимальным сроком оказания первой врачебной помощи являются первые 4-6 часов с момента выявления больного и его изоляции.
Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами лечебных учреждений и имеет целью устранение последствий, угрожающих жизни заболевшего, предупреждение развития осложнений, борьбу с уже развившимися осложнениями и лечение до окончательного исхода. Оптимальным сроком оказания квалифицированной медицинской помощи считаются первые 8-12 часов после установления диагноза и госпитализации инфекционного больного.
Отбор проб подозрительного материала производят представители специализированных формирований (эпидемиологические бригады, группы эпидемиологической разведки) «Центр гигиены и эпидемиологии. Доставку проб в лаборатории противочумных учреждений, во взаимодействии с правоохранительными органами муниципального образования, осуществляют специалисты в соответствии с действующими санитарными правилами. Выявление лиц, соприкасавшихся с подозрительным материалом, проводится специалистами во взаимодействии с органами УВД. За всеми этими лицами, силами медицинских работников лечебно профилактических учреждений устанавливается медицинское наблюдение. При выявлении положительных результатов экспресс-анализа в исследуемом материале, всем лицам, соприкасавшимся с ним, назначается экстренная профилактика, а также другие лечебно-профилактические мероприятия. Материалы исследуют по полной схеме (экспресс методы, бактериологический, биологический, вирусологический, серологический методы) до выделения и идентификации первой культуры патогенного возбудителя из очага. В последующем можно ограничиться экспресс-методами, а в случае выделения культуры – сокращенной схемой ее идентификации. Дезинфекционные мероприятия, проводятся специализированными организациями дезинфекционного профиля муниципальных образований*, только после изъятия подозрительных предметов (писем, бандеролей, пр.) с места происшествия и согласования Управлением Роспотребнадзора (его территориальных отделов на территории). * договорные отношения со специализированными организациями дезинфекционного профиля для проведения мероприятий направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, муниципальные образования заключают заблаговременно.
Предупредительные меры и действия населения и должностных лиц при угрозе или проведении террористического акта
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
- ужесточить режим пропуска на территорию организации (в том числе путем установки систем аудио- и видео-наблюдения и сигнализации);
- ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;
- тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т.д.;
- проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделениях охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков, и др.);
- разработать план эвакуации посетителей, персонала и пострадавших;
- подготовить средства оповещения посетителей;
- определить (уточнить) задачи местной охраны, ВОХРа или службы безопасности объекта при эвакуации;
- обеспечить (дообеспечить) служащих местной охраны, ВОХРа или службы безопасности объекта портативной радиоаппаратуры для вызова резерва и правоохранительных органов;
- четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в арендам другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров по усмотрению администрации объектов;
- организовать подготовку сотрудников организации совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;
- организовать места парковки автомобилей не ближе 100 м от мест скопления людей;
- подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.;
- освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки;
- обеспечить регулярное удаление из здания отходов, освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора;
- контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;
- довести до всего персонала организации номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.
б) Действия при обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ):
Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:
- наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
- подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
- от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.
Причины, служащие поводом для опасения:
- нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;
- угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.
Действия:
1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, в близи данного предмета.
2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы по указанным телефонам.
3. Зафиксировать время и место обнаружения.
4. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100м.
5. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
6. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
7. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.
8. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
9. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создать панику.
10. Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра объекта и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или опасностей).
11. Проинструктировать персонал объекта о том, что запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.
12. Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.
Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно вместе возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мина, снаряд и т.п.); могут торчать проводки, веревочки, изолента, скотч; возможно тикание часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.
При охране подозрительного предмета находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т.д.), и вести наблюдение.
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
- инструктировать персонал о порядке приема телефонных сообщений с угрозами террористического акта.
После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего. При наличии магнитофона надо поднести его к телефону, записать разговор. Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному милиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.
б) Действия при получении телефонного сообщения:
- реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
- сообщить правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
- при необходимости эвакуировать людей согласно плана эвакуации;
- обеспечить беспрепятственную работу оперативно–следственной группы, кинологов и т.д.;
- обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю организации.
Примерная форма действий при принятии сообщения об угрозе взрыва
Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего. Включите магнитофон (если он подключен к телефону). Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.
Не вешайте телефонную трубку по окончанию разговора!!!
Примерные вопросы:
1. Когда может быть проведен взрыв?
2. Где заложено взрывное устройство?
3. Что оно из себя представляет?
4. Как оно выглядит внешне?
5. Есть ли ещё где-нибудь взрывное устройство?
6. Для чего заложено взрывное устройство?
7. Каковы Ваши требования?
8. Вы один или с Вами есть ещё кто-либо?
Угрозы в письменной форме могут поступать в организацию как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете и др.).
При этом необходимо четкое соблюдение персоналом организации правил обращения с анонимными материалами.
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
- тщательный просмотр в экспедиции и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
- особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т.п., в том числе рекламные проспекты.
Цель проверки – не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта.
а) Предупредительные меры (меры профилактики).
Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности, строгий режим пропусков, установление системы наблюдения и сигнализации различного назначения. Кроме этого, персонал организации должен быть проинструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях. Всё это поможет в какой-то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении организации.
б) Действия при захвате заложников:
- о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию и руководителю организации по указанным выше телефонам;
- по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
- при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
- обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;
- с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу.
В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта могут устанавливаться уровни террористической опасности. Уровень террористической опасности устанавливается решением председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, которое подлежит незамедлительному обнародованию в средствах массовой информации.
Нажмите на ссылки ниже, чтобы раскрыть или скрыть подробную информацию:
При установлении «синего» уровня террористической опасности рекомендуется:
1. При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте обращать внимание на:
- внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создаётся впечатление, что под ней находится какой-то посторонний предмет);
- странности в поведении окружающих (проявление нервозности, напряжённого состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов);
- брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические приборы, провода и т.п.).
2. Обо всех подозрительных ситуациях незамедлительно сообщать сотрудникам правоохранительных органов.
3. Оказывать содействие правоохранительным органам.
4. Относиться с пониманием и терпением к повышенному вниманию правоохранительных органов.
5. Не принимать от незнакомых людей свёртки, коробки, сумки, рюкзаки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хранение, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных предметов не приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать.
6. Разъяснить в семье пожилым людям и детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для их жизни.
7. Быть в курсе происходящих событий (следить за новостями по телевидению, радио, сети «Интернет»).
Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:
1. По возможности воздержаться от посещения мест массового пребывания людей.
2. При нахождении на улице (в общественном транспорте) иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Предоставлять их для проверки по первому требованию сотрудников правоохранительных органов.
3. При нахождении в общественных зданиях (торговых центрах, вокзалах, аэропортах и т.п.) обращать внимание на расположение запасных выходов и указателей путей эвакуации при пожаре.
4. Обращать внимание на появление незнакомых людей и автомобилей на прилегающих к жилым домам территориях.
5. Воздержаться от передвижения с крупногабаритными сумками, рюкзаками, чемоданами.
6. Обсудить в семье план действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации:
- определить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;
- удостовериться, что у всех членов семьи есть номера телефонов других членов семьи, родственников и экстренных служб.
Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» и «жёлтого» уровней террористической опасности, рекомендуется:
1. Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, подъезды, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку ящиков и мешков.
2. Отказаться от посещения мест массового пребывания людей, отложить поездки по территории, на которой установлен уровень террористической опасности, ограничить время пребывания детей на улице.
3. Подготовиться к возможной эвакуации:
- подготовить набор предметов первой необходимости, деньги и документы;
- подготовить запас медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи;
- заготовить трёхдневный запас воды и продуктов питания для членов семьи.
4. Оказавшись вблизи или в месте проведения террористического акта, следует как можно скорее покинуть его без паники, избегать проявлений любопытства, при выходе из опасной зоны постараться помочь покинуть её пострадавшим, не подбирать предметы и вещи, не проводить видео- и фотосъёмку.
5. Держать постоянно включёнными телевизор, радиоприёмник или радиоточку.
6. Не допускать распространения непроверенной информации о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.
Внимание!
В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки.
Объясните это вашим детям, родным и знакомым.
Не будьте равнодушными, ваши своевременные действия могут помочь предотвратить террористический акт и сохранить жизни окружающих.